Перейти к основному содержанию

Профессиональный репетитор по английскому языку и химии, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, экзаменам в вузы. Как проходят занятия.  

Разбор варианта ФИПИ 2024 по английскому. Задание 11 на подстановку части предложения.

В этом материале мы подробно разбираем задание 11 демонстрационного варианта ФИПИ 2024 ЕГЭ по английскому. Необходимо поместить данные фрагменты предложений в пропуски в тексте. Мы не просто сообщаем ответы, а приводим сам алгоритм размышлений и анализа, необходимый для выбора правильного варианта.

Прочитайте текст и заполните пропуски A–F частями предложений, обозначенными цифрами 1–7. Одна из частей в списке 1–7 лишняя. Занесите цифры, обозначающие соответствующие части предложений, в таблицу.

Do jellyfish sleep?

Worms and fish do it. Birds and bees do it. But do jellyfish fall asleep? It was after midnight A_______________________ where the jellyfish were kept. They left the lights off and walked through the room by the glow of their cellphones. The students did not tell anyone that they were doing this. The secret they were keeping was a “totally crazy” experiment aimed at finding out whether jellyfish sleep.

A few weeks before, B_______________________ whether jellyfish needed to sleep. “Of course not,” said one of them. “Sleep helps C_______________________. Jellyfish are so simple they don’t even have brains. How could they possibly share the need to sleep?” The others weren’t so sure, but they wanted to find out.

The three students designed an experiment to test different behaviors and see if the jellyfish were asleep. They watched the animals to see how they moved, and D_______________________ when they were resting. It turned out that the jellyfish moved about 30 percent less at night. It was also harder to get their attention.

Months of late-night studying led to amazing results. Young scientists reported E_______________________ sleeplike behavior. This made it the first animal without a brain known to do so. The results suggest F_______________________ life, as the jellyfish group of animals first arose about 700 million years ago, and has stuck with us ever since.

1. how talkative they were in a situation close to 
2. that sleep evolved early in the history of animal 
3. that the upside-down jellyfish Cassiopea showed 
4. strengthen memory and keep the brain healthy 
5. the students were having coffee and started debating 
6. when three science students crept into the lab 
7. if they could get the jellies’ attention


Разбор

Переведем сначала предложенные фрагменты предложений.

1. насколько разговорчивы они были в ситуации, близкой к
2. что сон рано появился в истории животных
3. который/что перевернутая медуза Кассиопея продемонстрировала
4. укрепить память и сохранить мозг здоровым
5. студенты пили кофе и начали дискуссию
6. когда три студента, изучающих естественные науки, пробрались в лабораторию
7. (если они могли)/(могли ли они) завладеть вниманием медуз

Теперь можно перейти к анализу предложений с пропусками.

А) Дадим перевод первому предложению: It was after midnight ____________ where the jellyfish were kept. (Было уже за полночь ____________ где держали медуз). Если предложение кончается фразой «где держали медуз», значит, пропущенный фрагмент должен кончаться словом, обозначающим место, где их держали. Это может быть только лаборатория (lab) в варианте 6. Если подставить этот вариант, мы получим: It was after midnight when three science students crept into the lab where the jellyfish were kept (Было уже за полночь, когда три студента, изучающих естественные науки, пробрались в лабораторию, где держали медуз). Все выглядит вполне логично и грамматически, и по смыслу. Поэтому выбираем вариант 6.

B) Посмотрим на перевод предложения: A few weeks before, ____________ whether jellyfish needed to sleep (Несколько недель ранее ____________ нуждаются ли медузы во сне). Учитывая структуру предложения, пропущенный фрагмент должен кончаться глаголом типа «спросил», «узнал», «выяснил» и т.д. Должен быть глагол, связанный с частицей «ли» (whether). Глаголами кончаются пропуски 3 и 5. Однако пропуск 3 начинается со слова that (что/который), тогда после подстановки получится бессмыслица: «Несколько недель ранее что/который перевернутая медуза Кассиопея продемонстрировала, нуждаются ли медузы во сне». Из-за этого лишнего слова that, вариант 3 следует отбросить. А вот пункт 5 подходит: «несколько недель ранее студенты пили кофе и начали дискуссию (о том), нуждаются ли медузы во сне». Годится прекрасно, выбираем ответ 5.

C) Нужно перевести предложение: Sleep helps ____________. (Сон помогает ____________). После глагола helps может идти либо другой глагол (тогда «сон помогает что-то делать»), либо придаточное предложение, вводимое, например, when, как в варианте 6 (тогда «сон помогает, когда (что-то происходит)»). Если подставить вариант 6, то получится неправильное предложение с точки зрения смысла: «Сон помогает, когда три студента, изучающих естественные науки, пробрались в лабораторию». А вот вариант, начинающийся с глагола, идет номером 4. Такой вариант только один. Подставим его в пропуск и получим: «Сон помогает укрепить память и сохранить мозг здоровым». Верно и грамматически, и по смыслу. Выбираем вариант 4.

D) Предложение с пропуском выглядит так: They watched the animals to see how they moved, and ____________ when they were resting. (Они наблюдали за животными, чтобы посмотреть, как они двигаются, и ____________ когда они отдыхали). Союз and («и»), очевидно, должен связать два глагола, то есть два действия, которые делали студенты. То есть они «наблюдали за животными и «делали» что-то еще». Однако пропуск, начинающийся с глагола, у нас только один, это вариант 4. Он нам не подходит по смыслу, к тому же мы его уже использовали в пропуске С. Что же тогда остается? Следует тогда вместо просто глагола ожидать глагольную конструкцию с частицей «ли». Такой вариант с if («ли») у нас есть, это пункт 7. Тогда получится предложение: «Они наблюдали за животными, чтобы посмотреть, как они двигаются, и могли ли они завладеть вниманием медуз, когда они/те отдыхали». В этом, собственно, и состоит суть экспериментов наших студентов. Как следует из заголовка, они пытаются понять, спят ли вообще медузы. Выбираем вариант 7.

E) Следует перевести предложение: Young scientists reported ____________ sleeplike behavior. (Молодые ученые сообщили ____________ похожее на сон поведение). После reported может быть существительное, которое в предложение, правда, уже есть – «похожее на сон поведение» (sleeplike behavior). В таком случае в пропуске может быть вводное придаточное предложение, которое можно убрать из текста без потери смысла. Либо после «сообщили» (reported) должно идти слово «что» (that). С этой точки зрения нам годятся варианты 2 и 3, причем грамматически они подходят одинаково хорошо. Вариант 2: «Молодые ученые сообщили, что сон рано появился в истории похожего на сон поведения животных». Вариант 3: «Молодые ученые сообщили, что перевернутая медуза Кассиопея продемонстрировала похожее на сон поведение». Здесь нужно немного поразмышлять. Дело в том, что из нехитрых экспериментов студентов, заключающихся в простом наблюдении за медузами, вряд ли можно сделать такой серьезный научный вывод об эволюции, который заложен в варианте 2. А вот просто увидеть и зафиксировать похожее на сон поведение студенты могли вполне. Поэтому грамматически подходят оба варианта, но с точки зрения логики текста вариант 3 годится лучше.

F) Нужно дать перевод предложению: The results suggest ____________ life, as the jellyfish group of animals first arose about 700 million years ago, and has stuck with us ever since (Результаты позволяют предположить ____________ (жизнь), поскольку медузы как группа животных впервые появились около 700 миллионов лет назад и с тех пор жили с нами). Нам осталось выбрать между вариантами 1 и 2. Вариант 1 обрывается словами «близкой к», тогда, если подставить, получится: «… в ситуации близкой к жизни …» В биологии вряд ли есть понятие «близко к жизни». Биологический организм либо жив, либо мертв. Звучит нелепо, поэтому вариант не подходит. А вот вариант 2 смотрится хорошо: «результаты позволяют предположить, что сон рано появился в истории жизни животных». Да, здесь по-прежнему речь о нехитром эксперименте обычных студентов. Тем не менее вывод об эволюционном развитии правомерен, потому что дальше в предложении задается исторический контекст словами о том, что медузы появились 700 миллионов лет назад. На такой гигантской временной шкале уместно использовать слово evolved («появился», «развился», «возник», «эволюционировал»). Поэтому выбираем вариант 2.

Ответы

A) 6
B) 5
C) 4
D) 7 
E) 3
F) 2
 


Хотите хорошо подготовиться к ЕГЭ по английскому или химии или изучать английский для себя? Запишитесь на занятия к автору сайта. 

Занятия проходят онлайн, в удобном формате, в подходящее для Вас время.