Перейти к основному содержанию

Профессиональный репетитор по английскому языку и химии, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, экзаменам в вузы. Как проходят занятия.  

Тренировочные варианты ЕГЭ по химии. Вариант 5

Типовые тренировочные варианты ЕГЭ по химии. Вариант 5. Задания максимально приближены к экзаменационным. При их составлении учитывался демонстрационный вариант ФИПИ и реальные задания прошлых лет. Автор варианта - к.х.н. С.В. Сиротин. К тестовой части 1 даны ответы, а для части 2 приведены подробные решения.

Часть 1

Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов:

1) S   2) C   3) Li   4) F   5) Sr  

Ответом в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.


Задание 1.

Из предложенного перечня элементов выберите два, которые не проявляют в сложных соединениях отрицательную степень окисления.

Ответ:


Задание 2.

Из предложенного перечня элементов выберите те, которые находятся в одном периоде. Расположите цифры выбранных элементов в порядке увеличения их металлических свойств.

Ответ:


Задание 3.

Из числа указанных в ряду элементов выберите два, которые образуют устойчивые при нормальных условиях оксиды состава ЭО.

Ответ:


Задание 4.

Из предложенного перечня выберите два вещества, в которых присутствует такой же тип химической связи, как и в молекуле Cl2

1) гидросульфид натрия     
2) Na2O2    
3) диметиловый эфир    
4) Fe3O4
5) пропан

Ответ:


Задание 5.

Среди предложенных формул/названий веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы/названия: А) ангидрида кислоты Б) несолеобразующего оксида В) амфотерного гидроксида.

1) Fe(OH)3

2) CsOH

3) HClO

4) Na2O2

5) SO3

6) N2O

7) BeO

8) Mg(OH)2

9) PCl3

Ответ:    


Задание 6.

Смешали горячие растворы двух веществ, при этом протекала реакция, которая описывается следующим кратким ионным уравнением

HPO42- + OH- = PO43- + H2O

Вещество Х содержит атом фосфора, а вещество Y является гидроксидом. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в реакцию, описанную кратким ионным уравнением выше.

1) NaH2PO4
2) Na2HPO4        
3) H3PO4    
4) Mg(OH)2    
5) NaOH

Ответ:


Задание 7.

Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. 

ВЕЩЕСТВО

РЕАГЕНТЫ

А) H3PO4

Б) Zn

В) SiO2

Г) H2

1) NaCl, AgNO3, H2

2) NaOH, S, O2

3) O2, Na, I2

4) HF, CaO, Mg

5) Na2O, NH3, K

Ответ: 
        
    

Задание 8.

Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) CH3Cl + O2 (t°) → 

Б) CH4 + H2O (t°) →

В) C (изб.) + O2 (t°) → 

Г) CCl4H2O → 

 

 

1) CO + H2

2) CO2 + H2 + O2 

3) CO2 + H2O + HCl

4) CO2HCl 

5) CO

6) CO2

Ответ:        


Задание 9.

Задана следующая цепочка превращений:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) Al2O3 
2) NaAlO2    
3) Na[Al(OH)4]    
4) H2SO4    
5) H2S

Ответ:


Задание 10.

Установите соответствие между названием вещества и его молекулярной формулой: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. 
 

ВЕЩЕСТВО

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА

А) изобутан

Б) ацетон

В) этин

 

1) С3Н6О

2) С3Н6О2

3) С2Н2

4) С4Н10

Ответ:


Задание 11.

Из предложенного перечня выберите два вещества, в молекулах которых есть только sp2-гибридизованные атомы углерода.

1) винилацетилен 
2) изопрен
3) дивинил
4) циклогексан 
5) бензол

Ответ:


Задание 12.

Из предложенного перечня выберите все вещества, которые могут вступать в реакцию гидратации.

1) толуол 
2) этанол 
3) метиламин
4) пропин 
5) бутен-1

Ответ:


Задание 13.

Укажите реакции, в результате которых может образовываться анилин.

1) C6H5NH3Cl + KOH → 
2) C6H6 + NH3
3) C6H5NO2 + Al + HCl →
4) C6H5CH3 + NH4Cl →
5) C6H5NO2 + H2

Ответ: 


Задание 14.

Установите соответствие между схемой реакции и органическим продуктом, который преимущественно образуется в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. 

СХЕМА РЕАКЦИИ

ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

А) CH3CH2ClNaOH (спирт.) →

Б) CH3CHClCH2CH3NaOH (спирт.) →

В) циклопропан HCl

Г) C2H2H2O (Hg2+) → 

1) ацетальдегид

2) этан 

3) 1-хлорпропан  

4) этилен 

5) бутен-1

6) бутен-2 

Ответ:


Задание 15.

Установите соответствие между веществами, которые вступают в реакцию с муравьиной кислотой, и углеродсодержащим продуктом реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) [Ag(NH3)2]OH 

Б) K

В) KOH

Г) KMnO4 + H2SO4

1) формиат серебра

2) формальдегид

3) карбонат аммония

4) карбонат калия

5) формиат калия

6) углекислый газ

Ответ:


Задание 16.

Задана схема превращений веществ:

метилхлорид → X → Y → этиламин

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) нитрометан
2) метанол
3) нитроэтан
4) этан
5) хлористый метилен

Ответ:


Задание 17.

Из предложенного перечня выберите все реакции соединения, которые являются окислительно-восстановительными.

1) Zn + S = ZnS
2) CaO + H2O = Ca(OH)2
3) SO3 + H2O = H2SO4
4) H2 + I2 = 2HI
5) 2Na + H2 = 2NaH


Задание 18.

Из предложенного перечня выберите все внешние воздействия, которые замедляют скорость реакции между кадмием и раствором серной кислоты.

1) пропускание Н2
2) охлаждение реакционной смеси
3) добавление фенолфталеина 
4) измельчение кадмия
5) разбавление серной кислоты


Задание 19.

Установите соответствие между реакцией и свойством, которое в ней проявляет атом азота:

РЕАКЦИЯ

СВОЙСТВО АЗОТА

А) 2NO2 = N2O4

Б) 3HNO2 = 2NO + HNO3 + H2

B) NH4Cl + AgNO3 = NH4NO3 + AgCl

1) окислитель

2) восстановитель

3) и окислитель, и восстановитель 

4) не проявляет окислительно-восстановительных свойств 

Ответ:


Задание 20.

Установите соответствие между водным раствором соли и продуктами его электролиза, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СОЛЬ

ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА

1) NaCl

2) CH3COONa

3) Cu(NO3)2

1) металл, галоген

2) водород, галоген

3) металл, кислород

4) водород, углекислый газ, этан

5) металл, углекислый газ, метан 

Ответ:  


Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Задание 21.

Для веществ, приведенных в перечне, определите характер среды их водных растворов.

1) KHS (0,1 моль/л)
2) глюкоза (0,1 моль/л)
3) H2SO4 (1 моль/л) 
4) H2SO4 (0,1 моль/л)

Запишите номера веществ в порядке убывания значения рН их водных растворов.

Ответ:


Задание 22.

Установите соответствие между уравнением химической реакции и внешним воздействием, которое приводит к смещению химического равновесия в сторону продуктов реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

А) С2Н4(г) + Н2(г)   С2Н6(г) + Q

Б) 4HCl(г) + О2(г)  2H2O(г) + 2Cl2(г) + Q

В) CO2(г) + С(тв)  2СО(г) - Q

Г) 2NF3(г)  N2(г) + 3F2(г) - Q

1) понижение температуры, понижение давления

2) повышение температуры, повышение давления

3) понижение температуры, повышение давления

4) повышение температуры, понижение давления

Ответ:


Задание 23.

В реактор постоянного объема поместили некоторое количество фторида хлора (I) и хлора. При этом исходные концентрации фторида хлора (I) и хлора составляли 1,2 моль/л и 1,8 моль/л, соответственно. В результате протекания обратимой реакции

ClF3(г) + Cl2(г) ⇆ 3ClF(г)

в реакционной системе установилось химическое равновесие, при этом равновесная концентрация фторида хлора(I) была равна 0,6 моль/л. Определите равновесные концентрации фторида хлора (III) (Х) и хлора (Y).
 
Выберите из списка номера правильных ответов.

1) 0,2 моль/л
2) 0,6 моль/л
3) 1,0 моль/л
4) 1,4 моль/л
5) 1,8 моль/л
6) 2,0 моль/л

Ответ:


Задание 24.

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком реакции, протекающей между этими веществами: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

ПРИЗНАК РЕАКЦИИ

А) C6H5NH2Br2

Б) CH3СHOCu(OH)2

В) HCOOH + Zn 

Г) CH2OH-CH2OH-CH3 + Cu(OH)2

1) выделение газа

2) белый осадок

3) красный осадок

4) синее окрашивание

5) фиолетовое окрашивание

Ответ:


Задание 25.

Установите соответствие между органическим веществом и способом его промышленного получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ

A) этиловый спирт

Б) бензол

В) бутадиен-1,3

1) крекинг

2) гидратация этилена

3) дегидратация и дегидрирование этанола

4) риформинг

Ответ:


Задание 26.

Сколько граммов 10%-ного раствора нитрата калия нужно прибавить к 250 г 25%-ного раствора, чтобы массовая доля соли стала равна 20%? (Запишите число с точностью до целых).

Ответ:


Задание 27.

Горение уксусной кислоты описывается термохимическим уравнением

CH3COOH(ж) + 2О2(г) = 2СО2(г) + 2Н2О(ж) + 871,1 кДж

Определите количество теплоты, которое выделится в реакции, если в реакцию вступило 820 мл кислорода. (Запишите число с точностью до десятых).

Ответ:


Задание 28.


Какой минимальный объем 10%-ного раствора NaOH необходим для поглощения 17,92 л (н.у.) углекислого газа, если плотность раствора щелочи равна 1,11 г/мл? (Запишите ответ в мл с точностью до целых).

Ответ:


Часть 2

Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: азотная кислота, сульфат калия, гидроксид алюминия, оксид меди (I), гидроксид калия, сера. Допустимо использование воды в качестве среды протекания реакции.


Задание 29.

Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция с образованием кислоты. Запишите уравнение окислительно-восстановительной реакции, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.


Задание 30.

Из предложенного перечня веществ выберите два, между которыми может протекать ионная реакция, сопровождающаяся образованием комплексного соединения. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения реакции с участием выбранных веществ.


Задание 31.

Твердый нитрат железа(II) прокалили. Полученный твердый остаток сплавили с гидроксидом натрия. Образовавшееся соединение железа растворили в соляной кислоте. Далее к раствору добавили карбонат калия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.  


Задание 32.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.


Задание 33.

При сгорании 8,4 г органического вещества А получили 13,44 л углекислого газа (н.у.) и 10,8 г воды. Известно, что атомы углерода в молекуле вещества А имеют sp3-гибридизацию, а один из атомов углерода является третичным. Также известно, что плотность паров вещества А по аргону составляет 1,4.

На основании данных условия задачи:

1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу вещества А;
2) составьте возможную структурную формулу вещества А, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение взаимодействия вещества А с бромоводородом (используйте структурные формулы органических веществ).


Задание 34.

При 25°С приготовили 964,4 г раствора сульфата меди, растворив в воде максимально возможное количество медного купороса. Полученный раствор разделили на две части. К первой части добавили 149,3 г 15%-ного раствора гидроксида калия. После окончания реакции в реакционной смеси обнаруживались только катионы калия и сульфат-анионы. Ко второй части добавили 2,088 кг 12%-ного раствора нитрата бария. Известно, что растворимость медного купороса в воде при 25°С составляет 35 г. Определите, в каком соотношении был поделен на части исходный раствор сульфата меди, а также массовую долю нитрата бария в растворе после второй реакции.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).


Ответы

Часть 1

1) 3,5    
2) 4,2,3   
3) 2,5
4) 2,5
5) 5,6,1
6) 2,5
7) 5,2,4,3
8) 3,1,5,4
9) 3,5
10) 4,1,3
11) 3,5
12) 4,5
13) 1,3,5
14) 4,6,3,1
15) 3,5,5,6
16) 4,3
17) 1,4,5
18) 2,5
19) 4,3,4
20) 2,4,3
21) 1,2,4,3
22) 3,3,4,4
23) 1,6
24) 2,3,1,4
25) 1,4,3
26) 125
27) 15,9
28) 288


Часть 2

Задание 29.

S + 6HNO3(конц.) = H2SO4 + 6NO2 + 2H2O
N+5 + 1e- = N+4 | 6 (окислитель)
S0 -  6e- = S+6 | 1 (восстановитель)


Задание 30.

Al(OH)3 + KOH = K[Al(OH)4
Al(OH)3 + K+ + OH- = K+ + [Al(OH)4]-
Al(OH)3 + OH- = [Al(OH)4]-


Задание 31.

Твердый нитрат железа(II) прокалили. Полученный твердый остаток сплавили с гидроксидом натрия. Образовавшееся соединение железа растворили в соляной кислоте. Далее к раствору добавили карбонат калия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.  

1) 4Fe(NO3)2 = 2Fe2O3 + 8NO2↑ + O2
2) Fe2O3 + 2NaOH = 2NaFeO2 + H2O
3) NaFeO2 + 4HCl = NaCl + FeCl3 + 2H2O
4) 2FeCl3 + 3K2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3↓ + 6KCl + 3CO2↑  


Задание 32.

Задание 33.

А + О2 = СО2 + Н2О

n(C) = n(CO2) = V/Vm = 13,44 (л) / 22,4 (л/моль) = 0,6 моль
n(H) = 2n(H2O) = 2 m(H2O)/M(H2O) = 2 ∙ 10,8 (г) / 18 (г/моль) = 1,2 моль

Проверим, есть ли в соединении А кислород:

m(O) = m(A) – m(C) – m(H) = 8,4 (г) – 0,6 (моль) ∙ 12 (г/моль) – 1,2 (моль) ∙ 1 (г/моль) = 0 г

Значит, кислорода в молекуле А нет.

n(C) : n(H) = 0,6 : 1,2 = 1 : 2.

То есть формула вещества А описывается как CnH2n. Это может быть, например, алкен, однако он не подходит, потому по условию в молекуле А все атомы углерода имеют гибридизацию sp3, то есть кратных связей быть не может. Значит, это межклассовый изомер алкенов – циклоалкан. Учитывая, что один атом углерода третичный, условию удовлетворяют несколько формул, например:

Также подходят и другие формулы. Чтобы выбрать единственную правильную из них, нужно использовать информацию о плотности паров.

M(A) / M(Ar) = 1,4
M(A) = 1,4 ∙ M(Ar) = 1,4 ∙ 40 (г/моль) = 56 г/моль.

Тогда:

M(CnH2n) = 56 г/моль
12n + 2n = 56 
n = 4

Значит, в молекуле А четыре атома углерода и единственная верная формула – это метилциклопропан.

Задание 34.

Условие:

При 25°С приготовили 964,4 г раствора сульфата меди, растворив в воде максимально возможное количество медного купороса. Полученный раствор разделили на две части. К первой части добавили 149,3 г 15%-ного раствора гидроксида калия. После окончания реакции в реакционной смеси обнаруживались только катионы калия и сульфат-анионы. Ко второй части добавили 2,088 кг 12%-ного раствора нитрата бария. Известно, что растворимость медного купороса в воде при 25°С составляет 35 г. Определите, в каком соотношении был поделен на части исходный раствор сульфата меди, а также массовую долю нитрата бария в растворе после второй реакции.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).


Решение:

Для начала нужно определить общее число молей сульфата меди в исходном растворе. Важно, что мы растворяем не безводный сульфат меди, а медный купорос, то есть кристаллогидрат CuSO4∙5H2O, и растворимость дана именно для кристаллогидрата. Возьмем 100 г воды. Тогда в ней можно растворить 35 г CuSO4∙5H2O. Число молей медного купороса равно:

n(CuSO4∙5H2O) = 35 (г) / 250 (г/моль) = 0,14 моль
n(CuSO4) = n(CuSO4∙5H2O) = 0,14 моль
m(CuSO4) = 0,14 (моль) ∙ 160 (г/моль) = 22,4 г
ω(CuSO4) = m(CuSO4) / m(р-ра) = m(CuSO4) / (m(CuSO4∙5H2O) + m(H2O)) ∙ 100% = 22,4 (г) / (35 (г) + 100 (г) ) ∙ 100% ≈ 16,59%

Теперь мы можем найти общее число моль сульфата меди (II):

m(CuSO4) = ω(CuSO4) ∙ m(р-ра) = 0,1659 ∙ 964,4 (г) ≈ 160 г
nобщ.(CuSO4) = 160 (г) / 160 (г/моль) = 1 моль

С первой частью раствора протекает реакция:

CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4 (реакция 1)

По условию в растворе остались только ионы K+ и SO42-, то есть все ионы Cu2+ и OH- связались в гидроксид меди. Иными словами, реакция прошла количественно.

m(KOH) = 0,15 ∙ 149,3 (г) ≈ 22,4 г
n(KOH) = 22,4 (г) / 56 (г/моль) = 0,4 моль
nреак. 1(CuSO4) = 1/2 ∙ n(KOH) = 1/2 ∙ 0,4 (моль) = 0,2 моль

Если всего было 1 моль сульфата меди, а в первой части оказалось 0,2 моль, тогда исходный раствор разлили в соотношении 0,2:0,8 или 1:4.

Со второй частью протекает реакция:

CuSO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4 + Cu(NO3)2 (реакция 2)
nреак. 2(CuSO4) = nобщ.(CuSO4) - nреак. 1(CuSO4) = 1 (моль) – 0,2 (моль) = 0,8 моль

Найдем исходное число молей нитрата бария:

mисх.(Ba(NO3)2) = 0,12 ∙ 2,088 (кг) ∙ 1000 (г/кг) = 250,56 г
nисх.(Ba(NO3)2) = 250,56 (г) / 261 (г/моль) ≈ 0,96 моль

Прореагировало нитрата бария столько же, сколько было сульфата меди:

nпрор.(Ba(NO3)2) = nреак. 2(CuSO4) = 0,8 моль

Тогда осталось его в растворе после реакции:

nост.(Ba(NO3)2) = nисх.(Ba(NO3)2) – nпрор.(Ba(NO3)2) = 0,96 (моль) – 0,8 (моль) = 0,16 моль
mост.(Ba(NO3)2) = 0,16 (моль) ∙ 261 (г/моль) = 41,76 г

Конечный раствор после второй реакции складывается из второй части раствора CuSO4, добавленного раствора Ba(NO3)2 за вычетом выпавшего в осадок BaSO4.

Найдем массу второй части раствора. Поскольку в ней содержится 0,8 моль CuSO4 из общего числа в 1 моль, то масса этой части раствора составляет 80% от исходного:

m2ч р-ра(CuSO4) = 80%/100% ∙ 964,4 (г) ≈ 771,5 г
n(BaSO4) = nреак. 2(CuSO4) = 0,8 моль
m(BaSO4) = 0,8 (моль) ∙ 233 (г/моль) = 186,4 г
mкон р-ра = m2ч р-ра(CuSO4) + mр-ра(Ba(NO3)2) – m(BaSO4) = 771,5 (г) + 2088 (г) – 186,4 (г) = 2673,1 г

Теперь можно найти массовую долю Ba(NO3)2 в растворе после второй реакции:

ωост.(Ba(NO3)2) = 41,76 (г) / 2673,1 (г) ∙ 100% ≈ 1,56%

Ответ: 1:4, 1,56%.

 


Хотите хорошо подготовиться к ЕГЭ по английскому или химии или изучать английский для себя? Запишитесь на занятия к автору сайта. 

Занятия проходят онлайн, в удобном формате, в подходящее для Вас время.