Тренировочные варианты ЕГЭ по химии. Вариант 2
Часть 1
Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов:
1) Cl 2) Ca 3) Sc 4) Ar 5) Fe
Ответом в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
Задание 1.
Из предложенного перечня элементов выберите те, которые имеют валентные d-электроны.
Ответ:
Задание 2.
Из предложенного перечня элементов выберите те, которые имеют один неспаренный электрон.
Ответ:
Задание 3.
Из числа указанных в ряду элементов выберите те, которые в природных соединениях проявляют разную степень окисления.
Ответ:
Задание 4.
Из предложенного перечня выберите два вещества ионного строения, в которых присутствует донорно-акцепторная связь:
1) NH3
2) NH4Cl
3) NaNO3
4) PCl5
5) HNO3
Ответ:
Задание 5.
Среди предложенных формул/названий веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы/названия: А) кислой соли Б) кислотного оксида В) щелочи.
1) CaO | 2) BaO2 | 3) NaHCO3 |
4) NaH2PO2 | 5) серный ангидрид | 6) каустическая сода |
7) KPO3 | 8) HClO3 | 9) формиат калия |
Ответ:
Задание 6.
Пробирки, содержащие вещества Х и Y, слили, в результате чего произошла реакция, которая описывается следующим кратким ионным уравнением:
Ca2+ + CO32- = CaCO3
Вещество Х содержит кальций, а вещество Y содержит остаток угольной кислоты.
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию:
1) CO2
2) Ca3(PO4)2
3) BaCO3
4) CaCl2
5) K2CO3
Ответ:
Задание 7.
Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО | РЕАГЕНТЫ |
А) S Б) Zn(OH)2 В) CO2 Г) NaOH | 1) Br2, N2O3, HNO3 2) HCl, K2CO3, KOH 3) Na2SO4, Al2O3, O2 4) O2, Cl2, KOH 5) Ca(OH)2, C, Na2CO3 |
Ответ:
Задание 8.
Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ |
А) Ca(OH)2 → (нагревание) Б) Ca(OH)2 + CO2 (изб.) → В) Сa + HNO3 (разб.) → Г) Сa(HCO3)2 + NaOH →
| 1) СaCO3 + Na2CO3 + H2O 2) Ca(HCO3)2 3) Ca(NO3)2 + NH4NO3 + H2O 4) Ca(NO3)2 + H2 5) CaCO3 + H2O 6) CaO + H2O |
Ответ:
Задание 9.
Задана следующая цепочка превращений:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) N2
2) NO2
3) NO
4) HNO3
5) N2O5
Ответ:
Задание 10.
Установите соответствие между веществом и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО | КЛАСС/ГРУППА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ |
А) C6H5NO2 Б) HCOOC3H7 В) C2H2
| 1) нитросоединения 2) алкины 3) простые эфиры 4) сложные эфиры |
Ответ:
Задание 11.
Из предложенного перечня выберите два утверждения, справедливые для вещества, имеющего структурную формулу CH2=CH-CH=CH2.
1) является насыщенным углеводородом
2) содержит и σ-, и π-связи
3) атомы углерода имеют разную гибридизацию
4) электроны образуют сопряженную систему
5) не имеет межклассовых изомеров
Ответ:
Задание 12.
Из предложенного перечня выберите все вещества, с которыми реагирует пропен, но не реагирует пропан.
1) Cl2
2) О2
3) HBr
4) KMnO4
5) H2O
Ответ:
Задание 13.
Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми взаимодействует этиламин.
1) сульфат калия
2) медь
3) толуол
4) азотная кислота
5) бромметан
Ответ:
Задание 14.
Установите соответствие между схемой реакции и веществом Х, которое принимает в ней участие: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СХЕМА РЕАКЦИИ | ВЕЩЕСТВО Х |
А) X + Zn à циклопропан Б) X + Na à 3,4-диметилгексан В) X + Mg à бутен-2 Г) X + Na à С3Н3Na | 1) пропин 2) 1-хлорбутан 3) 2-хлорпропан 4) 1,3-дихлорпропан 5) 2-хлорбутан 6) 2,3-дихлорбутан |
Ответ:
Задание 15.
Установите соответствие между реагирующими веществами и углеродсодержащим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
А) масляная кислота + оксид калия Б) бутанон + водород В) гидроксибензол + бром Г) глицерин + калий | 1) бутанол-1 2) бутанол-2 3) CH2OK-CHOK-CH2OK 4) 2,4,6-трибромфенол 5) бромбензол 6) бутаноат калия |
Ответ:
Задание 16.
Задана схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) C6H5СНО
2) С6Н5ОН
3) С6Н5CH3
4) C6H12
5) C6H5CH2Cl
Ответ:
Задание 17.
Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым можно отнести взаимодействие твердого йода и водорода.
1) обмена
2) эндотермическая
3) экзотермическая
4) гомогенная
5) гетерогенная
Задание 18.
Из предложенного перечня выберите все реакции, которые можно ускорить путем измельчения реагентов.
1) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
2) CO + 2H2 = CH3OH
3) 3S + 6KOH = 2K2S + K2SO3 + 3H2O
4) CH2=CH2 + H2 = CH3-CH3
5) Ba(OH)2(р-р) + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O
Задание 19.
Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления азота, происходящим в ходе этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ АЗОТА |
А) NH3 + HI = NH4I Б) N2 + 6Li = 2Li3N B) 4Mg + 10HNO3 = 4Mg(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O | 1) от 0 до -3 2) от +5 до -3 3) от 0 до +3 4) степень окисления не меняется |
Ответ:
Задание 20.
Установите соответствие между солью и продуктами электролиза водного раствора этой соли, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
СОЛЬ | ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА |
А) KF Б) Li2SO4 Г) CuCl2 | 1) металл, галоген 2) металл, кислород 3) водород, галоген 4) водород, кислород |
Ответ:
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
Задание 21.
Для веществ, приведенных в перечне, определите характер среды их водных растворов.
1) формальдегид
2) H2SO4
3) масляная кислота
4) Na2S
Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов, учитывая, что концентрация веществ во всех растворах (моль/л) одинаковая.
Ответ:
Задание 22.
Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему
3О2(г) ⇆ 2О3(г) – Q
и смещением химического равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ |
А) уменьшение объема реакционного сосуда Б) добавление катализатора В) повышение температуры Г) понижение давления | 1) смещается в сторону обратной реакции 2) смещается в сторону прямой реакции 3) практически не смещается |
Ответ:
Задание 23.
В реактор постоянного объема поместили хлороводород и кислород. При этом исходная концентрация кислорода составила 0,4 моль/л. В результате протекания обратимой реакции
4HCl + O2 ⇆ 2H2O + 2Cl2
в реакционной системе установилось химическое равновесие, при котором концентрация хлора составила 0,4 моль/л. Определите равновесную концентрацию кислорода (Х) и воды (Y).
Выберите из списка номера правильных ответов.
1) 0,1 моль/л
2) 0,2 моль/л
3) 0,3 моль/л
4) 0,4 моль/л
5) 0,5 моль/л
6) 0,6 моль/л
Ответ:
Задание 24.
Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить пары веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | РЕАГЕНТ |
А) Mg(OH)2 и Al(OH)3 Б) KOH и Na2SO3 В) HCl и NaCl Г) LiNO3 и KNO3 | 1) Cu 2) NaOH 3) H2SO4 4) Na3PO4 5) CaCO3 |
Ответ:
Задание 25.
Установите соответствие между названием химического продукта и способом его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ХИМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ | СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ |
A) фтор Б) полипропилен В) синтез-газ | 1) поликонденсация 2) полимеризация 3) паровая конверсия метана 4) электролиз |
Ответ:
Задание 26.
Определите, сколько воды в граммах нужно выпарить из 280 г 8%-ного раствора нитрата кальция, чтобы массовая доля соли стала равна 12%. (Запишите число с точностью до десятых).
Ответ:
Задание 27.
Тримеризация ацетилена протекает в соответствии с термохимическим уравнением реакции
3C2H2(г) = С6Н6(ж) + Q
Определите тепловой эффект этой реакции, если превращение 26 г ацетилена в бензол сопровождается выделением 210,37 кДж тепла. (Запишите число с точностью до десятых).
Задание 28.
Определите объем водорода, который выделится при растворении 0,5 кг алюминия в избытке соляной кислоты, если образец алюминия содержит 22% инертных примесей. (Запишите число с точностью до целых).
Ответ:
Часть 2
Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ:
Оксид хрома (III), сульфат натрия, нитрат калия, гидроксид калия, хлорид меди (II), хлорид аммония. Допустимо использование воды в качестве среды протекания реакции.
Задание 29.
Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция с участием соли. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Задание 30.
Из предложенного перечня веществ выберите два, между которыми может протекать реакция ионного обмена с образованием газа. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения реакции с участием выбранных веществ.
Задание 31.
Карбид алюминия растворили в воде. Выделивший газ собрали и нагрели без доступа воздуха до 1000°С, а в колбу добавили гидроксид натрия. Затем через раствор пропустили углекислый газ. Напишите уравнения четырех описанных реакций.
Задание 32.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.
Задание 33.
Органическое вещество А массой 8,8 г сожгли и получили 8,96 л углекислого газа и 7,2 г воды. При щелочном гидролизе вещества А образуется вторичный спирт.
На основании данных условия задачи:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу вещества А;
2) составьте возможную структурную формулу вещества А, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение щелочного гидролиза вещества А под действием NaOH (используйте структурные формулы органических веществ).
Задание 34.
Электролиз раствора AgNO3 массой 800 г проводили до тех пор, пока на катоде не выделилось некоторое количество газа. При этом объем газа, выделившийся на аноде, был в 1,5 раза больше объема газа, выделившегося на катоде. Выделившиеся газы собрали, а осадок отделили и растворили в избытке концентрированной азотной кислоты. Газ, выделившийся в этой реакции, объединили с газовой смесью, полученной после электролиза, и поглотили водой. После поглощения водой в газовой смеси не осталось сложных веществ. На нейтрализацию раствора, который образовался после поглощения газов водой, потребовалось 320 г 10% раствора NaOH. Найдите массовую долю AgNO3 в исходном растворе и массу раствора после электролиза.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
Ответы
Часть 1
1) 3,5
2) 1,3
3) 1,5
4) 2,3
5) 3,5,6
6) 4,5
7) 4,2,5,1
8) 6,2,3,1
9) 3,2
10) 1,4,2
11) 2,4
12) 3,4,5
13) 4,5
14) 4,5,6,1
15) 6,2,4,3
16) 3,5
17) 2,5
18) 1,3
19) 4,3,2
20) 4,4,1
21) 2,3,1,4
22) 2,3,2,1
23) 2,4
24) 2,3,5,4
25) 4,2,3
26) 93,3
27) 631,1
28) 485
Часть 2
Задание 29.
Cr2O3 + 3KNO3 + 4KOH = 2K2CrO4 + 3KNO2 + 2H2O
2Cr+3 – 6e- = 2Cr+6 | 1 (восстановитель)
N+5 + 2e- = N+3 |3 (окислитель)
Задание 30.
KOH + NH4Cl = KCl + NH3 + H2O
K+ + OH- + NH4+ + Cl- = K+ + Cl- + NH3 + H2O
OH- + NH4+ = NH3 + H2O
Задание 31.
Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4
CH4 = C + 2H2
Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]
2Na[Al(OH)4] + CO2 = Na2CO3 + 2Al(OH)3 + H2O (возможно образование NaHCO3)
Задание 32.
Задание 33.
Определим числа молей атомов, входящих в А.
n(C) = (СО2) = 8,96 (л) / 22,4 (л/моль) = 0,4 моль
n(H) = 2n(H2O) = 2 ∙ 7,2 (г) / 18 (г/моль) = 0,8 моль
m(O) = m(A) – m(C) – m(H) = 8,8 (г) – 0,4 (моль) ∙ 12 (г/моль) – 0,8 (моль) ∙ 1 (г/моль) = 3,2 г
n(O) = 3,2 (г) / 16 (г/моль) = 0,2 моль
Теперь можно составить формулу вещества А:
n(C) : n(H) : n(O) = 0,4 : 0,8 : 0,2 = 2 : 4 : 1. Простейшая формула будет C2H4O, то есть это может быть этиленоксид. Однако он не дает вторичных спиртов при щелочном гидролизе. Вообще спирты образуются при гидролизе сложных эфиров, а учитывая, что у нас получается вторичный спирт, он должен содержать как минимум 3 атома углерода. Плюс нужен как минимум один углерод для кислотной части сложного эфира. Тогда формула будет, например, C4H8O2. Действительно, это сложный эфир. С учетом условий задачи можно записать реакцию:
Задание 34.
Условие:
Электролиз раствора AgNO3 массой 800 г проводили до тех пор, пока на катоде не выделилось некоторое количество газа. При этом объем газа, выделившийся на аноде, был в 1,5 раза больше объема газа, выделившегося на катоде. Выделившиеся газы собрали, а осадок отделили и растворили в избытке концентрированной азотной кислоты. Газ, выделившийся в этой реакции, объединили с газовой смесью, полученной после электролиза, и поглотили водой. После поглощения водой в газовой смеси не осталось сложных веществ. На нейтрализацию раствора, который образовался после поглощения газов водой, потребовалось 320 г 10% раствора NaOH. Найдите массовую долю AgNO3 в исходном растворе и массу раствора после электролиза.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
Решение:
При электролизе раствора AgNO3 происходит химический процесс:
4AgNO3 + 2H2O = 4Ag + 4HNO3 + O2 (реакция 1)
По условию сказано, что на катоде выделилось некоторое количество газа, это может быть только водород из воды:
2H2O = 2H2 + O2 (реакция 2)
Пусть во второй реакции выделилось х моль O2. Тогда n(H2) = 2x моль, а общее количество вещества O2, который выделился на аноде, в 1,5 раза больше, чем количество вещества водорода.
nобщ.(O2) = 1,5 n(H2) = 1,5 ∙ 2x = 3x моль.
Тогда в реакции 1 выделилось кислорода:
n1(O2) = nобщ.(O2) – n2(O2) = 3х – х = 2x моль
И выделилось серебра:
n(Ag) = 4n1(O2) = 4 ∙ 2x = 8x моль
Осадок после реакции электролиза – это металлическое серебро. Оно вступает в реакцию с концентрированной азотной кислотой:
Ag + 2HNO3 = AgNO3 + NO2 + H2O (реакция 3)
Число моль выделившегося NO2 равно числу моль серебра:
n(NO2) = n(Ag) = 8x моль
Объединенная смесь газов после реакций 1,2 и 3 содержит 2х моль H2, 3х моль О2 и 8х моль NO2. Когда эту смесь поглощают водой, происходит реакция:
4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3 (реакция 4)
И на нейтрализацию полученной азотной кислоты мы расходуем NaOH:
HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O
Найдем количество вещества потраченной щелочи:
m(NaOH) = 0,1 ∙ 320 (г) = 32 г
n(NaOH) = 32 (г) / 40 (г/моль) = 0,8 моль
Следовательно:
n(HNO3) = n(NaOH) = 0,8 моль
Среди газов, которые остались после поглощения, нет сложных веществ, значит, это O2 и Н2, а NO2 прореагировал весь. Тогда:
n(NO2) = n(HNO3) = 0,8 моль
То есть:
8х = 0,8 моль
х = 0,1 моль
Тогда из реакции 1 можно заключить:
n(AgNO3) = n(Ag) = 8x = 8 ∙ 0,1 (моль) = 0,8 моль
m(AgNO3) = 0,8 (моль) ∙ 170 (г/моль) = 136 г
w(AgNO3) = 136 (г) / 800 (г) = 0,17 = 17%
Осталось найти массу раствора после электролиза.
mр-ра после эл. = mр-ра(AgNO3) – m(O2) – m(H2) – m(Ag)
m(O2) = 3 ∙ 0,1 (моль) ∙ 32 (г/моль) = 9,6 г
m(H2) = 2 ∙ 0,1 (моль) ∙ 2 (г/моль) = 0,4 г
m(Ag) = 0,8 (моль) ∙ 108 (г/моль) = 86,4 г
mр-ра после эл. = 800 (г) – 9,6 (г) – 0,4 (г) – 86,4 (г) = 703,6 г
Ответ: 17%, 703,6 г.
Хотите хорошо подготовиться к ЕГЭ по английскому или химии или изучать английский для себя? Запишитесь на занятия к автору сайта.
Занятия проходят онлайн, в удобном формате, в подходящее для Вас время.